Сайт учителя физической культуры МОАУ СОШ №2 Г. Щёлково
ГОЛУБЕВОЙ ОКСАНЫ БОРИСОВНЫ
Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Описание опыта работы

Голубевой Оксаны Борисовны

учителя физической культуры МОАУ СОШ №2 ЩМР

 

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит

их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский

В современных условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными.

Многолетний опыт работы в школе №2, где я преподаю уже 18 лет, дает мне возможность изложить суть своего подхода, методики педагогической и воспитательной работы с учащимися.

Юный гражданин России впервые пришел к нам в школу: маленький, живой человечек, любознательный, подвижный.

-Каким он станет через 11 лет?

-Насколько разовьется физически?

- В какой мере приобретет способность трудиться на благо общества?

-Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать все трудности, которые он встретит на своём пути?

Все эти вопросы сразу же встают перед школой. Думать о них, решать их должен весь педагогический коллектив, но в первую очередь, пожалуй, учитель физической культуры.

Я считаю, что моя профессия – одна из самых трудных и сложных. И вместе с тем, она нужная и благородная.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ отмечается, что именно в школьном периоде формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

В чем же сложность моей профессии? С какими проблемами приходится сталкиваться современному учителю физкультуры?

Ни для кого не секрет, что за последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Учителю физкультуры противостоят плохая экологическая обстановка, хронические заболевания детей с раннего возраста и всеобщая гиподинамия. Вместе с тем в стране при общей положительной динамике наиболее социально значимых показателей охраны здоровья детей сохраняется ряд негативных тенденций: растут показатели заболеваемости, инвалидности детей.

Успех обучения, воспитания и развития юного гражданина во многом зависит от того, насколько я и другие учителя заинтересуем его, насколько увлечем идеалом физического совершенства, как построим систему своей работы, какой путь изберем к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.

И в этой сложной обстановке у меня особая роль - ведь для большинства детей я являюсь единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им обрести уровень физической культуры, соответствующий современным требованиям.

 

Основными задачами физического воспитания считаю:

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкультурой и спортом;
  • расширение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья;
  • развитие двигательных качеств;
  • содействие воспитанию нравственных и морально-волевых качеств учащихся, расширение их кругозора.

Формы физического воспитания детей многообразны. Считаю, что учитель обязан каждую из них использовать с возможно большей эффективностью. Поэтому мне приходится быть и методистом, и организатором, и тренером, и руководителем, а самое главное, старшим товарищем и другом.

Учитель физкультуры - это единственный педагог, который начинает работать с детьми с 1-го класса и до 11-го. Я вижу, как они развиваются, растут, взрослеют. Начиная с 1-го класса я веду контроль за физическим развитием каждого ребёнка.

Моя тема самообразования - это самоподготовка вне школьных занятий.

 

Организация и проведение тестового контроля

физических качеств учащихся.

Это возможно благодаря введению тестовых упражнений в практику работы. Составление комплекса упр. для домашнего задания. В начале и в конце учебного года я провожу тестирование по всем физическим качествам, сравниваю показатели и анализирую результаты. Не все дети занимаются в спортивных секциях, но всем хочется быть сильными и здоровыми, а мои домашние задания (комплексы упражнений) могут им помочь. Раз в четверть я провожу проверку выполнения домашнего задания. И могу сразу сказать, кто выполнял комплексы упражнений усердно, а кто подошёл к этому с прохладцей. Но, как правило, все относятся к заданию серьёзно. Многие подходят и спрашивают совета, какие упражнения им надо выполнять для коррекции фигуры, но это в основном старшеклассники.

Для повышения эффективности своей работы я использую:

  • Комплексность обучения
  • Технологии поэтапного обучения
  • Педагогику сотрудничества
  • Дифференциальный и индивидуальный подход в обучении
  • Игровые технологии, спортивные и подвижные игры
  • Технологию комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся
  • Компьютерные технологии

 

 

Комплексность обучения

 

Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь действовать всегда комплексно, потому что одновременно формирую мир представлений, дум и чувств школьника, воспитываю его ум и волю, целеустремленность, прививаю ему нравственные и эстетические качества. Для этого я использую принципы воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, принцип наглядности.

На начальном этапе стараюсь дать представление учащемуся о том или ином упражнении, которое ему предстоит выполнить. Для этого использую наглядные пособия, метод объяснения и демонстрации, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение). Дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения.

При выполнении тех или иных упражнений использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираю упражнение по элементам (разбег, толчок, полет и приземление). У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее осваивают поставленную задачу.

 

Педагогика сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной деятельности взрослых и детей, на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов деятельности. Важнейшее место в системе отношений занимает диалог «учитель-ученик», а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов. Для успешной деятельности учитель должен учиться. У кого? Как? Сколько лет должен учиться учитель? Я думаю - всю жизнь. Процесс урока – это процесс, в котором учитель учит ученика, но при этом ученик учит учителя видеть и слышать, находить новые методические приемы, эффективные способы обучения. В концепции сотрудничества мой главный принцип – быть здоровым и научить этому других.

Думаю, учитель должен не только хорошо провести уроки физической культуры, но также организовать для детей во внеурочное время занятия в различных секциях, обеспечить выступление школьных команд во внешкольных соревнованиях, организовать соревнования по различным видам внутри школы (причем таким образом, чтобы в них могло принять участие как можно больше детей). Систематически школьные команды выступают на соревнованиях районного и областного уровня и занимают призовые места. Я провожу внутришкольные соревнования по разным видам спорта (минифутбол, перестрелка, пионербол, весёлые старты и др.), семейные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дни здоровья», организую всевозможные спортивные вечера ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы.

Считаю своей обязанностью пропаганду физической культуры и спорта среди школьников и воздействую личным примером. С семьей участвуем в спартакиадах трудящихся г.Щёлково, Фестивале спортивных семей «Мама, папа, я – спортивная семья», выступаем за команду ОБРАЗОВАНИЯ ЩМР, где занимаем 1-е места.

К организации и проведению соревнований я привлекаю своих учеников – старшеклассников. Они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов.

Для привлечения большего числа учащихся в спортивные секции тесно работаю с родителями и родительским комитетом школы. Посещая родительские собрания, стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой и спортом. На основании своих наблюдений советую родителям записать своего ребенка в ту или иную детскую спортивную школу или секцию.В своей школе я провожу занятия в секции лёгкой атлетики, в которой занимается младшая группа.

Моя система взаимодействия с родителями детей, которые занимаются у меня в секции, состоит из следующих направлений:

  • Просвещение родителей в вопросах психологии и педагогики
  • Организация взаимодействия в системе «Семья – секция». Сюда входит информированность о требованиях, мероприятиях и праздниках, успешности детей.
  • Здоровье детей и здоровый образ жизни.

За время работы в школе у меня сложилось тесное сотрудничество с детскими спортивными школами.Тренеры этих школ прислушиваются к моим рекомендациям при приеме детей в детскую спортивную школу.

Долг учителя – содействовать укреплению здоровья учащихся!!! Стараюсь, чтобы на моих уроках не было детей, освобожденных по причине болезни. Таких детей привлекаю в качестве помощников учителю на уроке физической культуры, даю читать соответствующую литературу.По моему глубокому убеждению, ни в коем случае нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним. Это развивает чувство неполноценности и отчуждения от коллектива.

С детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, занимаюсь отдельно в специальной медицинской группе. Из опыта своей работы знаю, как не просто бывает соединить на уроке задачи обучения и воспитания учащихся. Ведь и программа по физической культуре нацеливает в основном на то, чтобы ученик приобрел определенные навыки и умения, показал определенный результат, а о том, каким ученик должен быть сегодня и завтра с точки зрения морально-волевой подготовки, ни в программе, ни в методических разработках не говорится.

Применяя работу в группах, проводя спортивные игры и соревнования - прививаю детям такие важные личностные качества как толерантность, коллективизм. Работая индивидуально, развиваю инициативность, выдержку, самостоятельность, дисциплинированность.

 

Игровые технологии, спортивные и подвижные игры

Игровая технология позволяет включить в процесс обучения эмоциональную сферу. Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в иное измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.

Игры учат взаимодействию, взаимопониманию, ответственности, развивают волю и чувства, поэтому я считаю, что игровые технологии – самый прогрессивный и эффективный метод развития мышления.

Игровые технологии на своих уроках я применяю постоянно в форме подвижных игр, эстафет, веселых стартов, народных игр, и ,конечно, традиционных спортивных игр, таких как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Наиболее удачным считаю свой опыт в развитии баскетбола, так как элементы этой игры включают в себя огромное разнообразие упражнений, доступных большинству учащихся (бег, прыжки, бросок на точность, бросок на дальность, координация движений). Кроме того, баскетбол – коллективная игра, требующая слаженности, взаимопонимания, взаимовыручки, быстроты реакции, выносливости, ловкости, смекалки, взаимоуважения участников игры.

 

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

В своей работе применяю индивидуальный подход в обучении, считаю это одним из главных принципов современного урока физической культуры. Его цель– изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания. Использование индивидуального метода предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика!!! На своих уроках подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учетом здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьника.

 

Технология комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся

Технология комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся подразумевает соотношение физических показателей ребенка с его навыками и умениями, позволяет учителю увидеть проблемы каждого ученика в физическом развитии и вовремя спланировать пути их устранения. Для меня технология комплексной оценки – это путь к здоровью детей.

В связи с участием ЩМР в организационно-экспериментальном этапе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « Готов к труду и обороне» на территории Московской области, я принимала участие в тестировании физической подготовленности обучающихся (9 классов) на базе своей школы.

 

 

Компьютерные технологии и мониторинг

Используя увлечение подростков компьютерными технологиями, задаю небольшие домашние задания, связанные с поиском информации о новостях спорта по интернету, с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни.

Мониторинг образовательного процесса ведется мной на протяжении нескольких лет и объективно показывает стабильный рост уровня физической подготовленности учащихся, формирование стойкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

 

Всем своим опытом я делюсь со своими коллегами. Провожу открытые уроки, выступаю на педагогических советах, ШМО и РМО.

 

 

 

Организация труда

Перед собой я поставил задачу, чтобы в спортивном зале ученикам было удобно и уютно заниматься физкультурой и спортом. Кабинет располагает всеми нормативно-правовыми документами. На сегодняшний день спортзал соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. В паспорте кабинета отражена вся материально-техническая база и методическое обеспечение.

Занятия провожу согласно учебной программе, утвержденной и рекомендованной министерством образования.

Такая организация труда позволяет мне быстро и четко ориентироваться в подготовке и проведении урока.

 

Да, в моей профессии много забот! Но главное - нельзя быть равнодушным. Надо любить детей и совершенствовать родное дело, хранить верность принципиальной педагогической позиции и никогда не отступать перед трудностями. Думаю, что у меня это получается!!! Поэтому за 18 лет у меня ни разу не было мысли поменять свою профессию.

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Школа №2
  • Мишичева Е. В.
  • Архив записей